главная : карта раздела : новости : показать другие

Анализ ЦОРов, опубликованных в Интернете с последующей модификацией, увеличивающей наглядность и интерактивность

Обновлено 29.08.2010

Основные цели данного проекта: Демонстрация возможностей Flash-технологий в создании образовательных ресурсов для среднего образования. Увеличение информативности и интерактивности существующих ресурсов при одновременном уменьшении их размеров и увеличении образовательной составляющей.

Начало работы, в данном направлении, посвящаем первому попавшемуся цифровому ресурсу "Анимация Изобарного процесса, который был поставлен в Единую коллекцию по заказу НФПК в рамках проекта «Информатизация системы образования» © ООО «Физикон», 2008. Загрузить упомянутый ЦОР можно по адресу http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2f128994-0de0-6244-4051-2b036042082a/?from=ef4b174a-8fec-c03a-df26-ae730713bc30&interface=themcol,

Но не спешите этого делать! Дети засмеют, поскольку даже самый слабый ученик знает, что воображаемое продолжение изобары в VT координатах должно проходить через ее начало. Взгляните на скриншот, который мы анимировали для наглядности на скорую руку (занимает всего 15 кб), добавив свою изобару красного цвета, а синяя - "ФИЗИКОНА", ее мы не изменяли. (если разница плохо заметна, то щелкните правой мышкой по началу координат, а в открывшемся окне щелкните левой - по самой верхней строчке меню, для большего увеличения данную процедуру повторите несколько раз) Может быть это и мелочь, но чего в таком случае можно будет ожидат от ученика, если профессионалы делают (и допускают) такие учебно-наглядные пособия...

Исходный размер ресурса DL_RES_2f128994-0de0-6244-4051-2b036042082a составлял 824 кб. в архивированном виде, в развернутом - 977 кб. При этом, основным носителем информации данного ресурса являлся Flash-ролик "48351.swf" размером 66 кб. Все попытки наших экспертов запустить его вне папки DL_RES_2f128994-0de0-6244-4051-2b036042082a (для использования в качестве "кирпичика" используемого в презентации) не увенчались успехом.

Исследования показали, что для работы ролика необходимо наличие папки flaconmxlib, которая, в свою очередь, содержала 21 файл размером 313 килобайт с информацией, не имеющей отношения к объявленной теме ресурса, и только 12 из них (общим размером 250 кб) - являются подгружаемыми модулями, без которых основной ролик не работает. Таким образом, общий размер, несущий полезную информацию по объявленной теме, становится более 300 кб.

В аннотации к ресурсу читаем: Цифровой ресурс представляет собой анимационную модель по теме "Изобарный процесс". В модели доказывается закон Гей-Люссака, иллюстрируется опыт по изучению изобарного процесса, а также строится график зависимости объема от температуры. Интерактивная модель сопровождается инструкцией пользователю, краткой теоретической справкой, а также методическими материалами для преподавателей

Про график. Нам показалось, что график не строится, просто по заранее прочерченной линии движется точка, а хотелось бы видеть, как после движущейся точки прочерчивается (вырисовывается) линия графика, это будет действительно соответствовать тому, что заявлено в аннотации...

Про инструкции. Хорошо написанный ЦОР должен быть интуитивно понятным. Так к чему она (инструкция), если и так все должно быть понятно? Хотя с другой стороны, ЦОР может иметь скрытые возможности, в этом случае желательно упомянуть о них. (есть пользователи, которым доставляет большее удовольствие самостоятельно отыскивать такие возможности)

ПомощьЩелкаем по этому значку в надежде получить помощь и не находим ничего, чтобы касалось конкретного ресурса

УчителюЩелкнув по данному значку, обнаруживаем, ту же краткую теоретическую справку, что сопровождает ролик, и пример планирования урока с использованием модели, где 25 минут отводится на: "Объяснение нового материала с помощью компьютерной моделей «Изобарный процесс», «Изохорный процесс», «Изотермический процесс»" - вот и вся методика...

Считаем, что одной из основных задач, которые должен решать такой ресурс заключается не только в демонстрации графиков изобар, но и в возможности научить их сравнивать, делать анализ, правильно именовать, делать выводы...

Перед вами рабочая демоверсия такого ролика от 22.08.08. В это время он "весит" всего 21 кб., но при этом уже позволяет строить две изобары (именно строить, а не перемещать розовую точку по заранее прочерченной линии), реагирует на движение мышки, подсказывая, над чем находится курсор, кроме того, у пользователя появилась возможность выбора провести нагревание газа при нормальном атмосферном давлении или при увеличенном. Демонстрирует уменьшение объема газа при увеличении внешней силы на поршень и наоборот, фиксируя при этом, изменение давления и отображая их на графике...

Нам показалось, что возникновение пламени из ничего, как-то несолидно, пришлось добавить спиртовку. Манометр стал прозрачным, что позволяет наблюдать за его работой, в связи с чем ролик стало возможным использовать на уроках при изучении устройства приборов, с помощью которых измеряют давление и принцип их работы. Круглый термометр заменили на жидкостный, что дает возможность демонстрировать данный ролик на уроках при изучении темы "Температура и способы ее измерения"

Таким образом наш ролик становится многофункциональным!

И еще одно новшество. Мы убрали все рамки, ограничивающие рабочее пространство ролика, теперь он стал как бы единым с web-страничкой...

23.08.08 - Выявлены ошибки и недочеты в ролике от 22.08.08. Например:
1 - если нажать на клавишу "нагреть", сразу же после нажатия на кнопку "Добавить груз", то нагревания не происходит...
2 -  отсутствует вероятность возникновения динамического равновесия между газом, находящемся в цилиндре и термометром...
3 - желательно наличие кнопки "пауза"
4 - не работает подсказка при наведении курсора на манометр
5 - отсутствует подсказка при наведении курсора на спиртовку
6 - отсутствует возможность увеличить изображение для демонстрации на весь класс
7 - отсутствуют ранее заявленные возможности: сравнивать изобары, делать анализ и выводы...

Все это мы постарались учесть и устранить в новом ролике от 23.08.08

показать следующую версию : показать итоговый ролик


Copyright © СОМИТ, Александр Козлов, 2008


Рейтинг@Mail.ru