У всех, кто имеет собственные образовательные сайты, появилась возможность украсить свои странички совершенно бесплатно любой интерактивной анимацией, начиная с этой. Для чего установите в любом удобном месте код, расположенный в этом архиве


10.09.2008

Интерактивная пошаговая анимация для урока физики по теме:

"Давление в газе: иллюстрация закона Паскаля"

После запуска htm странички читаем: (далее приводим текст дословно, лишь дополняя своими примечаниями для неискушенного пользователя)

...Модель представляет собой иллюстрацию по учебной теме «Закон Паскаля». Демонстрируется экспериментальная установка для измерения давления жидкости в различных местах сосуда.

Основным отличием жидкостей от твердых тел является способность легко изменять свою форму.
Позвольте, а нас в школе учили, что жидкость, в отличие от твердых тел, не имеет своей формы, но легко принимает форму наполняемого ею сосуда.

Части жидкости могут свободно сдвигаться, скользя друг относительно друга.
Интересное предложение, возывающее очередное недоумение, а из скольки и каких именно (зап)частей состоит жидкость. Ножницы, например, состоят из трех запчастей, две из котороых могут свободно сдвигаться, скользя относительно друг друга, а посередине третья - гвоздик, помните как в детской загадке...

Поэтому жидкость принимает форму сосуда, в который она налита.
Сам собой направшивается вывод, что в таком случае ножницами можно наполнить сосуд и они примут его форму, раз уж их части тоже могут сдвигаться, скользя относительно друг друга...

В жидкость, как и в газообразную среду, можно погружать твердые тела.
Нам кажется, что ученику более очевиден факт возможности погружения твердых тел в жидкость, а стало быть, для него данное утверждение будет очевиднее (информативнее), если оно прозвучит так: в газообразную среду можно погружать твердые тела, как и в жидкость.

В отличие от газов жидкость практически не сжимаема.
Четкое утверждение, и как мы не ухитрялись, так и не нашли, к чему здесь можно "придраться", но вот беда: предоставленная анимация, которая должна была проиллюстрировать данное утверждение, наводит совсем на другую мысль. Поэтому прежде чем сделать вывод об увиденном, мы процитируем ещё мысль из описания, сопровождающего анимацию.

Давление жидкости на дно или боковые стенки сосуда зависит от высоты столба жидкости...
Вероятно, что и это утверждение знакомо, практически каждому со школьной скамьи и оспаривать его, скорее всего, никто не собирается. А теперь давайте взглянем на иллюстрацию этих прописных истин, предоставленную "ФИЗИКОНОМ". Заметим лишь, что для наглядности мы свели две следующих друг за другом анимированные картинки в одну, воспользовавщись скриншотами с последующим анимированием в строгом соответсвии с представленной анимацией.

Скриншот интерактивной демонстрации от ФИЗИКОНА "Закон Паскаля ",
анимированный  для наглядности СОМИТ - ом

Нам показалось, что данная анимация идет в полный разрез с со всеми законами физики. Начнем по- порядку.

1 - внимательно прочитаем текст, сопровождающий анимацию, демонстрирующую сжатие жидкости:

Поместим жидкость в произвольный сосуд с присоединенным к нему поршнем. Вдвигая поршень в цилиндр, создадим внутри жидкости давление, обусловленное поверхностными силами. Опыт показывает, что если в различных местах в сосуде поместить манометры, то их показания окажутся практически одинаковыми.

Данное предложение, возможно, должно было звучать так:

Поместим жидкость в произвольный сосуд с присоединенным к нему цилиндром в который будем вдвигать поршень под действием внешней силы (думаем, что Паскаль не пользовался термином - поверхностные силы), произведем давление на поверхность жидкости. Опыт покажет....

Давайте подумаем, а что на самом деле покажет "утопленный" манометр и будет ли он реагировать на изменение давления вне его трубки. Вспомним устройство и принцип работы технического манометра для измерения давлений больших атмосферного. Основой такого манометра является металлическая v-образная трубка, распрямляющаяся под давлением (принцип языка хамелеона). Чем больше внутри нее давление, тем больше она изменяется. Изменения с помощью передаточного механизма передаются стрелке. Черновой вариант интерактивной анимации, демонстрирующей принцип работы манометра перед вами. Работа передаточного механизма пока изображена условно. Если такой манометр опустить в жидкость и создать даже очень высокое давление, то он все равно ничего не покажет или просто сломает стрелку, поскольку будет пытаться отклонить ее в противоположную сторону, а там ограничитель, но, возможно, что мы ошибаемся. А как думаете вы, уважаемые посетители?

показать предыдущую : показать следующую


Copyright © СОМИТ, Александр Козлов, 2008


Рейтинг@Mail.ru