Анализируем материалы ЕГЭ по информатике,
предложенные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации в демонстрационном варианте от 2009 г.

 

Задача С3. Два игрока играют в следующую игру. На координатной плоскости стоит фишка. Игроки ходят по очереди. В начале игры фишка находится в точке с координатами (5,2). Ход состоит в том, что игрок перемещает фишку из точки с координатами (x,y) в одну из трех точек: или в точку с координатами (x+3,y), или в точку с координатами (x,y+3) или в точку с координатами (x,y+4). Выигрывает игрок, после хода которого расстояние по прямой от фишки до точки с координатами (0,0) не меньше 13  единиц. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.

И приводится, вот такое лаконичное решение. Но не спешите радоваться, уважаемые экзаменующиеся, поскольку, если вы решитесь привести такое же, то...

скорее всего, обещанных три бала за эту задачу не получите. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем снова на пресловутые указания к оцениванию, а там говорится следующее:

Указания по оцениванию:

пункт 1 - 3 балла - Правильное указание выигрывающего игрока и его ходов со строгим доказательством правильности (с помощью или без помощи дерева игры)

пункт 2 - 2 балла - Правильное указание выигрывающего игрока, стратегии игры, приводящей к победе, но при отсутствии доказательства ее правильности.

пункт 3 - 1 балл - При наличии в представленном решении одного из пунктов:
часть 1.  Правильно указан выигрывающий игрок, и его первый ход, рассмотрены все возможные ответы второго игрока, но неверно определены дальнейшие действия
часть 2. Правильно указан выигрывающий игрок и его первый ход, но описание выигрышной стратегии неполно и рассмотрены несколько (больше одного, но не все) вариантов ответов второго игрока.

пункт  4 - 0 баллов - Задание не выполнено или в представленном решении полностью отсутсвует описание элементов выигрышной стратегии, и отсутствует анализ вариантов первого - второго ходов играющих (даже при наличии правильного указания выигрывающего игрока)

Посмотрите внимательно на пункт 3, часть 1 где говорится:...если правильно указан выигрывающий игрок и его первый ход, но описание выигрышной стратегии неполно и рассмотрены несколько (больше одного, но не все) вариантов ответов второго игрока - 1 балл.

Невооруженным глазом видно, что второй игрок после хода первого может поставить фишку в точки с координатами: (11,2), (8,5), (8,6), (5,8), (5,9),(5,10) из которых в таблице рассмотрены только (8,5) и (8,6), и как вы собираетесь строго доказать, к чему приводит ход (5,10) - к победе либо наоборот к поражению, если его не рассматривать?

Но не успокаивайте себя, что 1 балл - тоже хорошо, поскольку пунк 4 гласит: ...если отсутствует анализ вариантов первого - второго ходов играющих (даже при наличии правильного указания выигрывающего игрока) - 0 баллов, а теперь скажите, сколько возможных вариантов хода есть у второго игрока, после того как сходит первый - девять, а в ответе рассмотрено сколько - 4. О чем это говорит? А это говорит как раз о том, что отсутствует анализ целых пяти вариантов из возможных. Следовательно, если вы даже укажете, что победит второй вам могут поставить за него 0 баллов!!!

Иными словами, приведенная выше таблица содержит все возможные варианты только первого хода и только первого игрока, но не рассматривает и половину из тех, которые может сделать второй на первом ходу, а про второй ход обоих игроков даже и говорить не приходится...  Так что думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь...

Для тех же, кто решил получить три балла, расскажем и покажем, каким образом этого можно добится, причем это можно добиться, по крайней мере, не менее чем двумя способами.

Условно, один из них назовем прокруткой (или воссозданием игровой ситуации), а другой - построением дерева игры (или табличным). Если для первого способа не понадобятся ни каких знаний, а только терпение, то для реализации второго, понадобятся не только терпенье но и некоторые познания алгебры и геометрии...

Начнем с первого - показать

Рейтинг@Mail.ru

Copyright © А.Козлов, 2009