Материальная точка. Система счисления

Внимание! Разбор анимации мультимедиа учебника - 1.1. Материальная точка. Система счисления, взятого из каталога school-collection Физика. 7-9 классы?. Часть 3. 9 класс с целью выявления его методических, образовательных и воспитательных достоинств и недостатков от имени среднестатистического ученика.

В связи с тем, что указанная ссылка часто бывает недоступной, посмореть скрин, решено копию анимации опубликовать чуть ниже:

Копия анимации 1.1. Материальная точка. Система счисления

Слайд 1 - гласит, повторим и вспомним: что такое механическое движение, что такое тело отсчета, что такое материальная точка.

- Но позвольте, как я, ученик 9-го класса на первом - же уроке физики нового учебного года, могу вспомнить то, чего еще вообще, ни когда не изучал? Что такое механическое движение - помню, с данным определением познакомился в 7_классе. А вот с остальными понятиями, я полагал познакомиться на данном уроке, тем более, что его заголовок так и называется - Материальная точка. Система счисления. Отсюда следует, что под заголовком мы узнаем должно стоять как минимум:

а) - что такое материальная точка
б) - как различать, какие тела можно называть материальной точкой, а какие нет
в) - что такое тело отсчета

Слайд 2. - указанной анимации, вызывает недоумение со второй строки, цитирую - "Вокруг нас непрерывное движение: мы идем по земле...". Вас ничего не напрягает? Не встает картинка перед глазами, как автор с самого своего рождения сразу же становится на еще худенькие ножки и с тех пор, так и шлепает непрерывно вокруг себя любимого без подкрепления и пр. по зеленой травке. Чем не пример Perpetuum Mobile.

Далее идут описания разделов механики - кинематики и динамики. Причем определение кинематики схоже с определением учебника физики А.А. Пинского для 10 класса школ и классов с углубленным изучением, а вот наиболее близкое определение динамики удалось найти в учебнике физики 10 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев и Н.Н. Сотский. Но ведь сами - же авторы приложения утверждали, что создаваемое ими приложение строго соответствуют учебнику Перышкина А.В.

Отсюда вопрос: Зачем в мультимедийном приложении к учебнику физики для 9 класса давать определения из разных учебников, да еще и следующего года обучения.

Вечно прыгающий мячик - реально не существует, стало быть, он не может служить примером движения окружающего нас мира. Кстати сказать, при подъеме реального мяча, его тень, отброшенная вертикально вниз, согласно законам геометрической оптики, должна увеличиваться, а не уменьшаться

Соответственно и часы можно рассматривать как пример непрерывного движения, происходящего вокруг нас, но, при изучении движения стрелки их нельзя считать материальной точкой. Кроме того, данная анимация не может служить моделью реальных часов, поскольку они отсчитывают только 5 минут, затем стрелка вновь становится на 12 и все начинается сначала...

Больший образовательный эффект мог быть получен, если бы рисунок был разбит на два:
а) - примеры тел, которые можно принять за материальную точку ...
б) - примеры тел, которые нельзя принять за материальную точку ...

Слайд 3. авторы приложения не дают определения для тела отсчета, а из анимации, понять, что это такое невозможно, поскольку непонятно на что именно показывает стрелка. На рисунке один увидит, что стрелка показывает на небо, другой подумает, что она показывает на линию горизонта, а третий скажет - лес. Не факт, что не найдется и четвертый, который усомнится в возможности выбора его за тело отсчета, поскольку под лесом подразумевают множество деревьев, а тело отсчета - оно одно...

Слайд 5. Крайнее предложение слайда несет в себе очень занимательную мысль: "Если мы захотим узнать скорость человека спустя некоторое время, мы можем взять любую его точку" - которую дословно можно понять так: "для нахождения скорости человека, достаточно отщепнуть от него маленький кусочек."

Возможно, данное предложение должно было звучать так: "Для нахождения скорости тела, движущегося поступательно в произвольный промежуток времени, достаточно измерить скорость любой одной его точки"

Слайд 6. - гласит: "Например, если автомобиль движется по прямой дороге, то его движение описывается одной координатой." Для тех, кто не понял о чем речь, одна координата, это то - же самое, что и не изменяющаяся координата. А как можно описать движение не меняющейся координатой? Хотя нет - это действительно возможно, но только в том случае, если тело находится в состоянии покоя. Стало быть, мысль должна была прозвучать так: " Если автомобиль покоится, то его положение можно описать одной координатой"

Правильно это предложение должно звучать примерно так: "Например, когда тело движется прямолинейно, то для описания его движения достаточно одной оси координат, например, ось X, Y или Z."

Слайд 7. - гласит: "Например, когда автомобиль едет из одного города в другой, то его движение, как правило, является криволинейным и описывается двумя координатами." А если бы дорога была прямой, то "исходя из предыдущего слайда должно было бы следовать, что его движение описывалось бы всего одной координатой." :-)

Правильно это предложение должно звучать примерно так: "Например, когда тело перемещается на плоскости, то его движение описывается двумя осями координат, наприммер, оси X и Y.

Слайд 9. Данный слайд начинается странным текстом, цитирую: Но если необходимо определить путь, который прошло тело за определенный промежуток времени, то нам потребуются еще приборы для измерения времени – часы.

Предвидя вопрос, а собственно, почему ученику 9-го класса данное предложение может показаться странным, отвечаю - он полагал, что для определения пути, пройденного телом за определенный промежуток времени нужна:

во-первых, как минимум - линейка,
во-вторых, из сказанного непонятно, сколько еще часов для измерения времени потребуется
в-третьих, ему известно, что промежутки времени можно измерять и с помощью: капельницы, метронома и т.д. ...
в-четвертых, в данном случае капельница уместнее и точнее, чем электронные часы
в-пятых, в момент нажатия кнопки Старт, красная лампочка на часах гаснет и загорается зеленая, при этом начинается отсчет времени, стало быть, в момент завершения отсчета, часы должны переключаться обратно, но этого не происходит. Логично предположить, что часы ведут себя «неадекватно», а согласно Т.Б. их использовать нельзя.

А, взглянув на Модель 1.3. Система отсчета - "даже не очень внимательный" ученик начнет "воспринимать себя материальной точкой", поскольку не сможет ответить себе ни на один из возникающих вопросов, например таких:

1. - зачем для измерения равных промежутков времени изображено два прибора - электронные часы и капельница?
2. - может ли указанная ось координат X являться телом отсчета, если по условию необходимо найти путь, по умолчанию в м.?
3. - чем измерить длину отрезка, пройденного тележкой за первый, второй, третий, четвертый или пятый промежуток времени?
4. - почему авторы приложения, ссылаясь на тело отсчета не поясняют, что сами под ним понимают?
5. - каким образом из закрытой пробкой капельницы выдавливаются капли жидкости - не противоречит ли это закону Паскаля?
6. - если тело движется под действием единственной некомпенсированной силы, принято ось направлять в сторону направления действия этой силы, с какой целью авторы приложения их направили противоположно, если на рисунке в учебнике они имеют одинаковое направление?
7. - и т.д.


  © Северобайкальск, Russia
Александр Козлов, 2006-2019