Зависимость силы тока в проводнике от сопротивления.

Анализ анимации - Закон Ома для участка цепи.

... Работая с предыдущей анимацией, было наивно предположено о нахождении самого антинаучного интерактивного пособия - иллюстрирующего как нельзя работать в кабинете физике! А зря, поскольку кладезь "Класс!ных" анимаций для уроков физики, демонстрирующих "запредельные образовательные и воспитательные эффекты" был найден по презентации сайта Балдиной Елены Александровны, учителя физики г. Санкт-Петербург в разделе "Электрические явления". Активная ссылка на источник «Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/z/08_class.html.

Ниже представлена одна из множества таких "Класс!ных" анимаций, демонстрирующая вопиющие нарушения техники безопасности в кабинете физики во время проведения экспериментальных исследований...

Первые два слайда пропускаем в виду отсутствия информации отличающейся от бумажного носителя. Зато третий слайд гипнотизирует и интригует заголовком: «Экспериментально установим соотношение между силой тока, напряжением и сопротивлением цепи, собрав электрическую цепь из источника тока, лампы, амперметра, вольтметра и ключа…» Вопрос, как с помощью перечисленных элементов электрической цепи можно установить соответствие между силой тока, напряжением и сопротивлением?

увеличить изображениеПри виде схемы, сразу же в подсознании всплывают слова моего учителя физики из далекого 1973 года: «Запомните, при сборке электрической цепи, источник питания подключаем в последнюю очередь, а при разборке, наоборот его отключаем первым».

Поэтому сборку цепи начинаю справой стороны принципиальной схемы, т.е. к лампочке параллельно подключаю вольтметр, провод от плюсовой клеммы вольтметра и лампочки веду к минусовой клемме амперметра, а плюсовую клемму амперметра подключаю к ключу. Минусовую клемму вольтметра с лампочкой соединяю с минусовым электродом гальванического элемента, а его плюс соединяю с пустым контактом ключа. Проверяю все соединения и замыкаю ключ... и над амперметром и вольтметром появляются струйки черного дыма, сопровождаемые ярко красным сообщением - "Цепь собрана не по схеме".

Потратив около получаса, но, так и не добившись исчезновения надписи, решил измерить напряжение на предложенном гальваническом элементе и подключил к нему вольтметр, соблюдая полярность, и вновь появилась надпись - "Цепь собрана не по схеме". После чего вольтметр приказал долго жить, продемонстрировав струйку черного дыма, хотя шкала и извещала о пределе измерения в 5В. От безысходности, взял и переключил полярность. Провод от плюсового электрода гальванического элемента соединил с минусовой клеммой вольтметра, а минусовой электрод соединил с плюсовой и о чудо, зловредная надпись исчезла, а вольтметр, как будто и не сгорал до этого, показал напряжение в 4,5 В.

Анализируя полученную ситуацию, пришел к выводу: "новые схемы не работают по старым правилам, а знания, получаемые с помощью данного учебника, идут в разрез, и с электродинамикой, и с логикой, и техникой безопасности".

Попробуйте нарушить технику безопасности и начать сборку электрической цепи с подключения источника тока – и у вас все получится, а если соблюдать элементарные правила по работе с электрическими цепями - будете наблюдать горящие измерительные приборы. Подумаешь, напряжение возрастет в три раза, так это можно списать на открытие какого-нибудь "нового эффекта восполнения энергетического ресурса". А, если еще и допустить, что данный мультимедиа учебник был написан на грант Сороса, то становится понятно – он отработан со 100% качеством и вполне достигает поставленные задачи по разрушению нашего образования.

Но, в таком случае, совершенно не понятно, как учителя могут использовать данные анимации в своей работе и даже презентовать их другим, тем самым способствуя распространению...

Определение зависимости силы тока от напряжения

Заголовок четвертого слайда предлагает в качестве источника тока выбрать батарею напряжением 1.5 В., но Батарея может иметь напряжение 1.5 В. только в том случае, если составляющие ее элементы соединить параллельно. На четвертом слайде изображено три батареи, но все они состоят из последовательно соединенных элементов. Получается, что поставленная автором задача для отличника - невыполнима, поскольку он не найдет на анимации батарею на 1.5 В.

В обиходе батарейкой обычно не совсем корректно называют одиночные гальванические элементы Батарея(например, типа АА), которые в источниках питания устройств соединяются в батарею для получения необходимого напряжения.

Использование термина «батарейка» в технической литературе не рекомендуется, а в образовательной - недопустима.

Автор анимации, конечно, мог и на куске мела написать - батарея, но ведь мел от этого не стал бы батареей, зато автора при этом можно было бы назвать мошенником, изготовившим котрафакт и призвать к уголовной ответственности, поскольку настоящая батарея выглядела так, как показано справа и имела напряжение 4,5 В.

В виду того, что мышкой не удалось захватить ничего кроме гальванического элемента, взял его. Снимая показания амперметра, неожиданно понял, что имею дело с каким-то "хамелеоном", а не амперметром, поскольку точно помню, что плюсовая клемма у амперметра на предыдущем слайде была справа, как и положено, а здесь она каким-то образом поменялась местами с отрицательной клеммой. Но для чего!?

Долго искал объяснение, оправдывающее столь радикальную смену полярности клемм и смог найти только одно - повидимому это было авторское желание уменьшить количество пересечений проводников, поскольку он знал, что собранная электрическая схема не должна содержать пересечений проводников, а "сориентироваться среди трех сосен не удалось, поэтому их и спилили".

Кроме того, на исправленной анимации электрической схемы изображена батарея, собранная из трех гальванических элементов на 1.5 В, а над ней показано, как выглядит нормальная аккумуляторная батарея из трех банок (проводники в настоящих аккумуляторных батареях, соединяющие отдельные банки делают как можно короче, с банальной целью уменьшения сопротивления шины и ее массы).

А вы случайно не знаете, где можно взять такую лампочку, чтобы при подключении ее к одному гальваническому элементу, затем к батарее на 4.5 В., и на 9 В., и на 12 В. она не только не перегорела, но и не стала светиться ярче и не подтолкнет - ли такой виртуальный эксперимент юного исследователя к проверке светимости лампочки от карманного фонарика при подключении в городскую сеть...

Познакомиться с виртуальным оборудованием и его условным обозначением можно здесь

  © Северобайкальск, Russia
Александр Козлов, 2006-2018