Законы взаимодействия и движения. Относительность движения

Изучаем физику на ошибках, найденных в 2019 году

Лед тронулся, господа, и мы продолжаем начатый ранее проект: "Изучаем физику на чужих ошибках" с знакомства с новым автором, жаждущим исправить все, что можно найти в Интернет связанное с физикой. Авторскую стилистику полную недоумений и самокритичности, оставляю без изменения. И так, встречайте:

Максим Петренко и его видение на коллекцию мультимедийного учебника,

Пользуюсь коллекцией с 2015 года. Как это часто бывает идея - на 10, реализация - часто на 4 по десятибалльной шкале. Находил ошибки сам, но когда зашёл в ваш раздел "Изучаем физику на чужих ошибках", то пришёл в хTонический ужас от того сколько всего пропустил по невнимательности.

(хTонический ужас - авторская характеристика сильно - эмоционального состояния, плавно перетекающего в шизофрению, не путать с хроническим алкоголизмом )

и, в частности, на анимацию 1.7 - Законы взаимодействия и движения тел

Слайды 5 и 6 - полнейший взрыв мозга: "если человек идёт по направлению движения поезда, то МОДУЛЬ перемещения равен.." и....приводится ВЕКТОРНОЕ равенство.

Ну ладно, допустим, опечатались и забыли убрать вектора или поставить индексы проекций на ось ОХ, но на соседней модели с противоположным направлением векторов перемещений тела относительно ДСО и ДСО относительно НСО вообще адъ:

если вы ищете модуль перемещения, то какого лешего над всеми перемещениями опять вектора?

а если вы решили учесть знаки проекций (иначе зачем знак минус?), то в соответствии с выбранным положительным направлением оси ОХ (вправо) отрицательной является как раз проекция перемещения пассажира и следует писать Sx = S2x - S1x.

Ах да, забыл: судя по тексту мы ж модуль перемещения ищем... Хотя, справедливости ради, поверх модели всё же написано S2 - S1, но..с векторами. Слайд 6 с законом сложения скоростей такой же.

Но как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, поэтому - до пятого кадра еще добраться нужно… А, для начала – рассмотрим второй слайд, и если кто заметит чрезмерные придирки или замечания будут неактуальны – черкните.

Первый пункт первого слайда обещает повторить и вспомнить, что такое механическое движение, поэтому второй слайд и должен с этого начаться:

… и, плавно переходим к демонстрации тела отчета. Под левой картинкой было написано: Поезд движется в системе отсчета связанной с перроном, а поезд покоился, пока не нажмем кнопку Старт. Стало быть нужен соответствующий текст, меняющийся в соответсвии происходящему моменту - до и после нажатия на кнопку Старт

На правом рисунке в окне почему-то была пустота, а перрон появлялся только после нажатия на кнопку пуск, хотя поезд - то стоял у перрона. Ну и соответственное изменение текста до и после нажатия на кнопку Старт...

Первый слайд, так же обещал повторить и напомнить, что такое система отсчета, но так и не выполнил своего обещания и поэтому переходим к видоизмененному слайду 3. Оказывается, системой отсчета называют совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат и часов. Заметим, что их выбор должен быть разумным, поскольку описание движения тела должно выглядеть достаточно простым. А о какой простоте могла идти речь, если координатные оси были направлены в противоположные стороны...

По поводу исправлений в третьем слайде, у автора идеи возникли сомнения: - А оси ОУ и ОZ точно нужны? Там движение вроде бы только по горизонтали?

Эх, российские дороги! Семь загибов на версту! Ну, а если серьезно, то в седьмом классе, для упрощения понимания движения, еще можно было допустить, что поезд всегда движется прямолинейно, но в реалии - то мы живем в трехмерном пространстве, и если уж говорить о системе отсчета - стоит понимать, что она четырехмерна (длина, ширина, высота и время).

Кстати, вероятно, при создании анимации, использовались материалы учебника А. Перышкина - физика 9 класс, где на странице 8 рассматривается указанный случай, если тело движется вдоль прямой, берем одну координатную ось.

НО!!! При этом, в следующем за ним определениеем системы отсчета этого случая нет, и оно звучит так: «Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и прибор для измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движение тела» 

И, в заключении, если - уж, мы собираемся выполнить обещания авторов разбираемой анимации - насчет повторения понятия системы отсчета, то должны показать и систему координат, а не одну ось, и их единообразную направленность и прибор для измерения времени.

Вот и настало время познакомиться с измененным пятым слайдом.

Слайд 6 имел все те же ошибки, что и слайд 5 и вот что удалось с ними сделать:

Вроде иных возражений больше нет, и это дает нам повод сделать вывод о достижении консенсуса по анимации 1_7.swf - "Законы взаимодействия и движения. Относительность движения.", а стало быть, можно приступить к анализу и реконструкции новой анимации 3_14.swf – "Электрическое сопротивление, единицы сопротивления".

И мы, тем временем, плавненько переходим к анализу следующей анимации: "Электрическое сопротивление, единицы сопротивления"

  © Северобайкальск, Russia
Александр Козлов, 2006-2018