Информационно-демонстрационные материалы инновационного учебно-методического комплекса

Авторы Информационно-демонстрационныx материалов инновационного учебно-методического комплекса

Ниже представлена информация, скопированная с сайта поддержки продуктов серии НФПК об авторском коллективе мультимедиа учебника

Авторы

- Кадышевский В.Г. (руководитель ИУМК), доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН
- Панебратцев Ю.А., профессор, доктор физ.-мат. наук
- Ванков И., профессор, доктор физ. наук
- Димитрова М., доцент, кандидат физ.-мат. наук
- Ломаченков И.А., доцент, кандидат физ.-мат. наук
- Белага В.В., доцент, кандидат физ.-мат. наук

Электронное приложение

Сценарии:
- Клыгина К.
- Воронцова Н.

Дизайн:
- Сидоров Н.
- Кубарская С.
- Максимова Л.
- Савченко Т.
- Кузьменков Л.
- Шилов С.
- Смирнов О.

Программирование:
- Стеценко М.
- Семчуков П.

Тестирование:
- Воронцов А.
- Курскова А.

1

О проекте

Физика является довольно сложным предметом школьной программы и, по-видимому, затруднения в ее изучении встречаются у большого числа учащихся. В то же время, физика в курсе школьного естествознания является ключевым предметом, поскольку именно при изучении физики как части естествознания формируются экспериментальные и теоретические методы познания окружающего нас мира.

Цель настоящего проекта - создать инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) "Физика 7-9", используя принципиально новые возможности современных компьютерных технологий. В значительной степени настоящий проект основан на последовательном использовании компьютерной интерактивной графики для более наглядного и ясного для учащегося изложения материала. Это предполагает не пассивное чтение с экрана компьютера текстов традиционных учебников, а активное участие учеников в процессе прохождения и теоретических и практических частей уроков.

Весь учебный материал компонуется в разделы, соответствующие традиционному изучению физики, однако, траектория прохождения учебного материала могут варьироваться в соответствии с возрастом учащегося и степенью его заинтересованности.

Наличие анимированных исторических очерков не только повысит привлекательность курса для учеников, но и будет способствовать расширению горизонта знаний и повышению их общего культурного уровня, а также даст яркие примеры возникновения новых физических идей и развития физической мысли.

Также предполагается создание разделов, посвященных современным достижениям в области физики и самым интересным нерешенным проблемам естествознания. Выбранные темы будут изложены доступным для данной возрастной группы языком и сопровождаться красочными анимациями, что полезно не только с точки зрения расширения кругозора, но и может способствовать повышению мотивации к изучению физики в дальнейшем.

Результаты апробаций ИУМК «Физика. 7 – 9 классы»

 

Апробации ИУМК «Физика. 7 – 9 классы» проводились в трех муниципальных образовательных центрах: «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов» и  «Лицей № 1» г. Петрозаводска, а также «Гимназия» г. Костомукша Республики Карелия.По мнению трех преподавателей, Тимковой Н.М., Цветковой С.Е. и Олыкайнен Т.М., проводивших апробации, к достоинствам ИУМК «Физика. 7 – 9 классы» следует отнести:

 

1.    данный комплекс удобен в использовании, имеет массу преимуществ перед уже существующими электронными курсами, соответствует традиционной программе к учебнику Пёрышкина А.В., вызывает интерес учащихся к предмету, позволяет обучаться у учащихся к предмету, позволяет обучаться в знакомой и привычной для современных детей электронной среде тем самым, повышая самостоятельность;

 

2.  очень хорошо продумана тематика лабораторных работ и построение измерений. Учащиеся могут выполнять работу в классе с реальным оборудованием, а дома самостоятельно (электронное пособие в этом случае может служить подготовкой к лабораторной работе или закреплением пройденного материала). Демонстрации и опыты просты и доступны. Викторины в игровой форме позволяют закрепить знания;

 

3. ИУМК позволяет повысить личностно-ориентированный, коммуникативный, социокультурный и деятельностный подходы к обучению физике, развивать готовность к самостоятельному и непрерывному изучению предмета для дальнейшего самообразования в профессиональной деятельности. Преподавателем Тимковой Н.М. из МОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов» особо отмечено,  что учителю очень удобно работать, а детям интересно заниматься  по  теме «Силы».

Апробатор Олыкайнен Т.М., преподаватель физики из МОУ «Гимназия» г. Костомукши Республики Карелия, выделяет очень хорошее раскрытие темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов», позволяющее формировать важнейшее физическое понятие: давление. Так же он отмечает расширение политехнического кругозора учащихся при изучении тем «Атмосферное давление», «Плавание судов», «Воздухоплавание».

Олыкайнен Т.М считает, что очень доступно дана сложная для учащихся тема – зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба и плотности жидкости и очень хорошо дан дополнительный материал, в котором описываются средства, применяемые при исследованиях морских глубин. Также им выделяется то, что тема «Взаимодействие тел» (которая является в 7 классе наиболее трудной и ответственной) формирует понятие кинематики.

Все учителя-апробаторы благодарят авторов за большую работу по созданию электронного пособия. Они отмечают, что была проделана огромная и трудоёмкая работа, масштабы которой впечатляют.  Подчеркивается, что ИУМК помогает повысить эффективность обучения физике на основе современных методик и осуществить поиск рациональных способов оптимизации учебного процесса.

Использование ИУМК «Физика. 7 – 9 классы» сказалось на качестве знаний и навыков учащихся по предмету – по итогам первой четверти в контрольном классе нет троек. Класс окончил на «хорошо» и «отлично».

Программа вызвала у ребят неподдельный интерес, желание заниматься физикой помимо уроков.В тоже время были высказаны следующие критические замечания/пожелания:

1. т.к. тесты и лабораторные работы могут выполняться учащимися вне урока, желательно предусмотреть возможность получения подробной распечатки результатов, по которой можно оценить работу ученика

2. при выполнении лабораторных работ учащиеся должны делать вывод по результатам работы и этот момент необходимо предусмотреть.

Учителем-апробатором Цветковой С.Е. («Лицей № 1» г. Петрозаводск) высказаны сожаление, что продукт пока является электронным дополнением к учебнику и  пожелание, чтобы авторы и разработчики закончили работу по созданию электронного учебника по физике, который будет самостоятельным и независимым от печатной основы.

  © Северобайкальск, Russia
Александр Козлов, 2006-2019