Интерактивные демонстрации к §39-§41 учебника Физика 9 кл. авторов А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
  главная : оставить замечания или карта раздела : автора  
 

Копия исследуемой интерактивной flash - анимации 3-4.swf

Комментарии к слайдам анимации №2 взятой по ссылке:
Электромагнитное поле. Правило Ленца. Самоиндукция

Первый слайд: - с одной стороны обещает повтороение явления электромагнитной индукции, но ни один из следующих слайдов не упоминает об этом устрашающем гуманитария словосочетании...

С другой сторны - ранее уже говорилось, что размещение текстовой информации в векторном редакторе графики flash бессмысленно и равносильно объявлению ультиматума стае саранчи с помощью ракеты "Булава"

Второй слайд - шокирует, предложением посмотреть: "... что произойдет при вдвигании магнита в одно и другое кольцо...". Появляется желание предложить и другие синонимы, расширяющие возможности научного языка и красочно иллюстрирующие данное физическое явление, например, такими: "затолкнем", "впихнем" или вот попробуйте - "засунем". Рассуждения о проблеме применения физиками глагола "Вдвигание" смотреть здесь.

- просит экспериментально определить, что произойдет, если магнит подносить к сплошному кольцу, и дано две подсказки: "притягивается, отталкивается". А кольцо, вместо притяжения или отталкивания стремится соскочить с оси врашения вместе с коромыслом , причем это происходит при любом перемещении магнита между обоими кольцами...

Третий слайд: - вновь встречаем интересное пояснение:вектор магнитной индукции - "(выдвигание магнита)". Нажатие на кнопку Старт, вводит в "ступор", поскольку прорисовывающийся с внешней стороны катушки вектор магнитной индукции, создаваемый индукционным током, "направляется навстречу внешнему полю". Но в таком случае, внутри катушки вектор B должен иметь направление, совпадающее с полем магнита и, тогда, индукционный ток должен быть направлен по часовой стрелке, а катушка должна притягиваться, но не отталкиваться...

Четвертый слайд - смотри замечание к слайду №1

Практически все выше перечисленные недочеты ликвидированы в новой интерактивной анимации, публикуемой ниже.

Пятый слайд Опыт с реостатом. В поисках корней происхождения данного опыта был перерыт весь интернет и вот он источник: (Дрофа. Электронное приложение к учебнику Физика 9 класс. §39 Самоиндукция. Опыт с реостатом - в качестве пояснения данного опыта услышите дословно следующее: "Цепь состоит из источника тока, амперметра, ключа и реостата. При изменении силы тока, вызывает изменение индукции магнитного поля этого тока. Изменение магнитного поля привозит к изменению индукционного тока в реостате.")

Если принять красную стрелку за условное обозначение силы тока, тогда не совсем понятно о каком изменении силы тока идет речь. Если за изменение силы тока принять отклонение стрелки амперметра, то что означает красная стрелка над реостатом.

Если синюю стрелку принять за направление индукционного тока, то становится непонятно, о каком ПРИВОЗИМОМ изменении индукционного тока в реостате говорит диктор, и главное, как его фиксирует амперметр, если он показывает силу тока.

Ниже приводится покадровая анимация скриншотов, демонстрирующая возможности электронного приложения к учебнику Физика 9 класс, предложенного издательством Дрофа к §39 Самоиндукция

А почему бы не начать демонстрацию с замыкания выключателя, отобразив над условным проводником символически в виде стрелки возникновение тока, его направление и величину, а под ним, скажем тоже самое , но уже связанное с индукционным током. Тогда будут понятны и все изменения этих величин, происходимые при изменении сопротивления реостата и размыкания цепи, как результат завершения работы. Но ни интерактивная демонстрация этого опыта неизвестным автором, ни его столь лаконичное пояснение с помощью видеоряда, представленного издательством Дрофа, не дают такого представления о явлении возникновения индукционного тока в проводнике.

А вот еще одна интерактивная демонстрация, поясняющая назначение реостата и принцип его работы

Демонстрация виртуального эксперимента по исследованию назначения реостата

Шестой слайд - сравнивает индуктивность с инерцией, что соответствует истине, но тогда, наверное, стоит показать, что при отключении цепи от источника тока, лампочка, подключенная последовательно с катушкой, гаснуть будет не сразу, а несколько запаздывая, как и при подключении. Таким образом шестой слайд уместно разбить на две взаимно дополняющие анимации, которые могут выглядеть примерно так: Вначале демонстрируем эксперимент с катушкой без сердечника, а затем вводим понятие индуктивности и демонстрируем опыт с катушкой на металлическом сердечнике

Демонстрация индуктивности катушки

Демонстрация зависимости индуктивности катушки от наличия металлического сердечника

Ну и напоследок, вместо следующей формы самоконтроля включающей три вопроса, ответы на которые вряд ли кто будет вводить, тратя драгоценное время, предлагаем включить интерактивную анимацию, демонстрирующую возможности самоиндукции по зажиганию неоновой лампочки на 100 В от 12 вольтового аккумулятора...

Эксперимент по подключению неоновой лампы параллельно катушке


 
© Северобайкальск, Russia
Александр Козлов, 2018

  Рейтинг@Mail.ru